Последняя книжка Лондонского «Еврейскаго Трехмесячнаго Обозрения»1 содержит, между прочим, сообщения о двух открытиях, которыми библейская наука обязана английским ученым. Прежде всего г. Шехтер (S. Schechter), лектор талмудической литературы в Кембриджском Университете дает здесь еврейский текст небольшой части книги Иисуса сына Сирахова с английским переводом и краткими примечаниями. В октябрьской книжке «Христианскаго Чтения» за прошлый год сообщалось уже об открытии значительного отрывка еврейского текста книги Иисуса сына Сирахова, которая, как известно, до сих пор существовала только в переводах: греческом, сирском и др. Тогда были открыты десять листов древней рукописи, содержащей еврейский текст названной книги от 40 гл. 9 ст. до 49…
Нагорная проповедь. гл. 5 – 7 Гл. 5–7 5: 3 – 12 5: 13 – 16 5: 17 – 48 6: 1 – 34 6: 1 – 18 6: 19 – 34 7: 1 – 29 Нагорная проповедь. Гл. 5-7 Прежде чем перейти к анализу Нагорной проповеди, надо поставить ряд общих вопросов, которые с ней связаны. Во-первых, к какому моменту общественного служения Иисуса она относится? Евангелист Матфей помещает ее как будто в самом начале. Можно ли защищать это первое впечатление? Если мы обратимся к Лк., то параллельное место мы найдем в гл. 6 (ст. 20—49), а отдельные поучения, входящие в…
Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин1, в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные…
(память 1 марта по старому стилю) Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константинове Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончила сельскую школу. В 1914 году Анна Алексеевна поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. Зарабатывали они на жизнь шитьем одеял. В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и…
Речь, произнесенная пред защитой магистерской диссертации под заглавием: „Апостольские литургии восточной церкви“ Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! Пользуясь предоставленным мне правом слова, осмеливаюсь остановить ваше просвещенное внимание на некоторых пунктах своего труда. В ряду литургических памятников восточной церкви довольно видное и почетное место занимают литургии с именами ап. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Их значение признают представители и богословской науки вообще и литургии в частности. Первым они дают право настаивать на апостольской древности некоторых частных пунктов христианского вероучения (напр., молитв за усопших), вторые находят в них прямое и ясное указание на состав евхаристии апостольского века. В глазах тех и…
Священномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил «церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу и скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании ее в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного…
НОВЕЙШАЯ, так называемая, отрицательная критика переживает несомненно тяжёлый кризис. Ещё не далеко то время, когда критицизм бурной волной врывался в святилище самых дорогих верований христианского мира и угрожал разрушить самые основы этих верований, ниспровергая достоверность книг Св. Писания и низводя их на степень обыкновенных человеческих записей, притом позднейшего по отношению к описываемым в них событиям происхождения. Эта разрушительная работа критицизма была тем внушительнее, что производилась от имени строго-научного знания, и критики выступали во всеоружии учёности, пред которой невольно должны были в смущении отступать верующие богословы, стоявшие на почве положительного христианского миросозерцания и жившие преданиями вселенской церкви. В глазах передового критицизма…
ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА БОЖИЯ* (фрагмент) № 2 / 1994 Епископ КАССИАН (БЕЗОБРАЗОВ)      <...> Наш спор нельзя понимать как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Он ставит вопрос о религиозных принципах толкования Слова Божия. Изложение этих принципов в Православии и составляет тему моего доклада.      Священное Писание есть Слово Божие. Оно содержит Божественное Откровение. Через него Бог говорит человеку. Его двуединую богочеловеческую сущность, присутствующую во всякой теофании, во всяком явлении Бога тварному миру, нельзя никогда упускать из внимания. Аналогией может послужить Халкидонское учение о соединении естеств во Христе — неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Посредниками Откровения являлись люди,…
С точки зрения современного воинствующего атеизма, религия вообще и христианство в частности, представляет собою пережиток, который, вместе с произведшим его строем, подлежит уничтожению. В теоретическом отношении религия по этому взгляду есть плод недомыслия, попытка детских умов объяснить себе загадки природы, понять происхождение миpa, определить в нем свое место и т.д. С прогрессом научного знания наивный характер этой попытки обнаруживается все яснее и яснее, пока выступающие до очевидности противоречия между наукой и верой не делают последнюю совсем неприемлемой. В практическом отношении религия оказывается продуктом общественного настроения, ближе – буржуазно-капиталистического строя, в котором угнетенные классы, лишенные средств существования, всю свою надежду возлагают…
(CLASSISPRIMA) Для истории духовной культуры письма современников имеют почти такое же значение, как юридический документ для истории общественного строя. Более чем всякий другой источник они позволяют заглянуть в круг интересов, настроений и умственных исканий эпохи; уловить зарождение идей, еще не оформленных, еще полных противоречий, на которые система еще не успела Положить свою дисциплинирующую руку. Письма поэтому особенно ценны, когда мы имеем дело не с законченным миросозерцанием, а с его развитием, с первыми попытками его построения. Научное исследование идей блаженного Августина в последние годы, по-видимому, вступило в новый фазис. После капитальных трудов, стремившихся к синтетическому построению религиозно-философской системы Августина в ее…
Когда боговдохновенные пророки раскрывали народу израильскому блага мессианского времени, когда они рисовали пред ним картину царства Христова, то неизбежно пользовались образами и подобиями из своего времени и быта. Откровения о грядущем Христе часто должны были служить утешением для бедствующего народа, средством, спасающим его от отчаяния. Народ бедствовал, наказанный Богом за свои грехи; сильные языческие народы отовсюду теснили его; он лишился, наконец, политической самостоятельности, был отведен в плен и рассеян по лицу земли. Но пророки настойчиво говорили о славном будущем, и это будущее изображали, как полную победу Израиля над врагами-язычниками и восстановление могущественного царства еврейского, которое распространится на всю землю. Конечно,…
Глава I. Иосиф Флавий (Antiqu. VIII. 2, 5), называя царя Соломона философствующим, дает повод считать книгу Притчей, как главное произведение богопросвещенной мудрости Соломона, философиею. Хотя название философских книг может быть приложимо и к некоторым другим библейским книгам, каковы книга Иова и Екклесиаст, но так как последние касаются только отдельных вопросов, а книга Притчей обнимает всю совокупность вопросов, представлявшихся наблюдению древнего мира, то ее мы можем по преимуществу назвать системою священной философии, разумея под системою не логическое развитие философских материй, а только всеобщность и всесторонность мировоззрения. Внутреннее обозрите книги Притчей или рассмотрение ее содержания трудно сделать обыкновенным способом, в порядке глав…
Содержание Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении Характер пения в Древней Церкви Осмогласие. Музыкальные знаки Пение в Западной Церкви Инструментальное исполнение церковных песнопений Три рода пения в Древней Церкви. Ограничение участия народа в пении Как исполнялись гимны или песнопения в древнехристианской церкви при богослужении? Уже из самого понятия о гимне, как песнопении, видно, что его исполнение совершалось посредством пения или вокальной музыки. На эту связь гимна с пением ясно указывает блаж. Августин, когда замечает про первый, что он предполагает три следующих условия: а) это должна быть песнь хвалебная 2) песнь во славу Божию и 3)…
Часто случается, что люди почитают человека не за его умственные и нравственные достоинства, а за его высокое положение и богатство; часто люди гордые презирают труд и решаются лучше голодать, чем, отложив гордость, приняться за низкую работу. Иисус сын Сирахов твердо заявляет, что «не должно презирать разумного бедняка, и не должно восхвалять всякого нечестивца», хотя бы он был и богат и знатен (10:26); и в жизни бывает, что «разумному рабу служат и свободные» (ст. 28); вообще, человек разумный и благочестивый выше и князя, и господина, и судьи (ст. 27). Если же, поэтому, нечестивый богач стоит ниже благочестивого и разумного бедняка, то…
Ольшанский Дмитрий Александрович, студент философского факультет УрГУ (1998), член Российского философского общества (2000) и философского общества Англии (2001) "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле." Первая книга Моисеева: Бытие 1:28 Проблема религии становится весьма актуальной в наши дни не только для Российского общества, но и для свей мировой культуры, всего человечества, переживающего социальный и культурный кризис, связанный с формированием новой модели культурных отношений - мультикультуры. [1] Проблема даже не столько в "культурной ломке", которая…
Кь изданiю Св. Троiцкимь монастырем учебников русского языка. Не так давно, по настойчивым просьбам многих верующих рус- ских людей, Св. Троицким монастырем издан ряд учебников рус­ского языка: Этимологш Русского Языка для низших классов гимназШ — А. Кирпичникова и 0. Гилярова (перепечатка с 46 издашя 1918 г.) — ц’Ьна 50 центов; Сттаксис Русского Языка применительно к правописанш — А. Кирпичникова (перепечатка с 40 издашя 1912 г.) — цена 25 центов; Русская Грамматика с болыпим количеством письменных упражнешй. Руководство для учеников младших классов средних учебных заведешй и низших училищ. Составил Я. Максимов (пере­печатка с 27 издашя) — цена 75 центов и Русская…
Время молчати, время и глаголати. В 1887 году мы издали исследование о 50-й главе Кормчей книги, как историческом и практическом источнике русского брачного права. В конце введения к этому труду мы высказали желание, чтобы он, по важности и трудности решаемых в нём вопросов, подвергся такому же обстоятельному критическому разбору, какой представили мы на книгу проф. М. Н. Горчакова, предупредившего нас своим учёным исследованием о том же самом предмете.1 Мы ждали разбора строгого, но справедливого и основательного, который показывал бы в нашем критике «и знание дела и добросовестное отношение к нему» (стр. 7). Таким способом, т. е. посредством обмена мыслей и…
В последней части своей книги премудрый сын Сирахов прославляет великих праотцев израильского народа, в кратких и ярких притчах дает живой очерк всей истории народа Божия, в его лучших представителях. Эта часть книги стоить в органической связи с главною мыслью всей книги, – учением о Премудрости Божией, открывающейся людям в Божиих творениях и в законе, данном избранному народу. По велению Божию, Премудрость поселилась «в прославленном народе, в уделе Господнем и в наследии Его» (24, 13), и благочестивые мужи, строго соблюдавшие закон Божий и наставлявшие народ в вере и благочестии, были носителями Премудрости Божией, исполнителями ее велений. Поэтому прославление великих и святых…
Сопоставление бергсонизма с русским интуитивизмом более чем показательно. Бергсона, Лосского, Франка сроднила реалистическая установка, требующая отказаться от разрыва между субъектом и объектом, следствием коего является гносеологический субъективизм. В поисках коренного субъект-объектного единства вырастала идея интуиции как непосредственного созерцания предмета или проникновения в него. Русские интуитивисты по примеру славного француза занялись гносеологическим и онтологическим изучением возможностей интуиции, поиском истоков пред-знания, оснований собственных позиций (например, генезис древнего представления «мир как органическая целостность»).[1] Первую попытку онтологического обоснования интуитивизма Бергсон предпринял еще в «Материи и памяти», а целостно подошел к данному вопросу уже в «Творческой эволюции». Результаты этих изысканий стали важным источником в творчестве…
Содержание Открытый вопрос? Единство в многообразии Обратимся к преданию «Икона Христова – но в каком смысле?»  Тема настоящей книги – служение женщин в церкви. Авторы книги – известные православные богословы – в своих выступлениях ясно дают понять, что тема женского церковного служения и даже рукоположения женщин не является для Православной церкви чем-то посторонним, одним из «искушений» экуменизма, как это кому-то представляется. Более того, для Российской церкви это даже не новая тема, если вспомнить горячее стремление св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX века женский диаконат. Книга рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь, на студентов-богословов и церковную…
Page 1 of 41