В настоящее время христианство в своем миссионерском регистре столкнулось с такой актуальной проблемой как возможность проповедования в рамках платформы социальных сетей. Многие зададутся вопросом: какая здесь проблематика, если духовенство и миряне довольно органично интегрировались в интернет среду социальных сообществ и заняли свою нишу? В действительности, если говорить о классическом миссионерском подходе, религиозном прозелитизме, феноменах обращения и воцерковления, то под воздействием сетевого мышления и инструментария, можно констатировать глобальное изменение традиции. И дело не в ретроградном брюзжании или снобистском неприятии новых явлений светской культуры, когда некий условный заслуженный протоиерей журит молодого собрата за непомерное увлечение сетями с их мемами, фотками, лайками и…
В 156 километрах от Воронежа, на левом высоком берегу Дона стоит старинный Павловск. Именно здесь прошли детство и юность будущего митрополита Алексия (Коноплёва). Он родился в студеном январе 1910 года. Уютный быт провинциального городка старой России навсегда будет связан с детскими воспоминаниями Вити Коноплева, так звали будущего святителя в миру. Отец умирает в голодном 22-м году, когда Виктору было всего 12 лет, и весь груз забот ложится на плечи матери. Именно она открывает в юном сердце истоки чистой веры и пламенного сострадания к страждущим и гонимым. Её светлый образ сын пронесёт сквозь всю свою жизнь. С юных лет Виктор уже…
ВВЕДЕНИЕ В современном медиа-пространстве мы слышим о новых идеологических героях: Скурлатов, Демин, Иванов, Прозоров, Богумил Голяк, Жарникова, Юрковец, Орешкин, Гриневич, Гусева, Миролюбов, Тороп… Это лишь малая часть того массива прямых или опосредованных идеологов современных неоязыческих движений. Эти авторы осуществляют индоктринацию читателя в современные неоязыческие идеологемы. Церковь должны серьезно насторожить те идеи и мифы, которые распространяет подобные идеологи через свои книги и статьи. Альтернативная историография Российские неоязычники с точки зрения социального формата существования воспроизводят три модели поведения. Первый модус условно можно обозначить как «ритуальный эскапизм». Он выражает некие социально изоляционистские тенденции, когда небольшие по численности неоязыческие общины образуют закрытые непрозрачные сообщества…
В начале десятых среди девелоперов социальных сетей появилась такая категория как «социальный дизайн», описывающая современные изменения в интернет-индустрии. Суть этого нового концепта заключается в описании той ситуации, когда популярность и успех интернет-продукта заключается в максимальном социализировании его, используя социальное измерение. Развлекательная сфера, к примеру, перестает быть чем-то индивидуализированным, а требует коллективного потребления, социального облечения. То есть любой интернет-продукт начинает приобретать черты социальной сети, требует обратной связи и коммуникативного формата. Любой фильм, книга, или трек, потребляется уже не индивидуально, а в контексте сообществ, комментирования, дискуссии. Само культурологическое потребление как некогда приватный акт становится частью статистического континуума, глубинного социального измерения (музыка в…
Среда, 20 Сентябрь 2017 11:08

Творческий путь Анри Бергсона

Творческий путь Анри Бергсона Нам сейчас не так легко понять, что означал Анри Бергсон для тех времен – первой четверти XX века.[1] «Имя Бергсона сегодня так громко и навязчиво повторяется на все лады в мире культуры, что те, кто наделен более тонким слухом, могли бы, пожалуй, с сомнением спросить себя, а стоит ли вообще читать такого философа». Его не только стоит, но необходимо читать, продолжает прославленный Макс Шелер, ибо в философии Бергсона выражено совершенно новое «отношение человека к миру и душе».[2] Русский биолог И. И. Мечников так описывает атмосферу в лекционном зале Коллеж де Франс во время преподавания А. Бергсона:…
Вторник, 19 Сентябрь 2017 11:11

История Православия в Америке

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ Первые семена Православия были посеяны в Америке русскими иноками-миссионерами. Североамериканского континента, возрастали и распространились по всему американскому континенту заботами таких выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви как: монах Герман, митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин) Патриарх Всероссийский, русских американцев прот. Александра Шмемана, В. Н. Лосского, прот. Иоанна Мейендорфа и др. Много вопросов и проблем, затрагиваемых относительно положения Православия в Америке, остаются не разрешёнными по сей день. Это – существование различных взглядов в сознании представителей различных Православных Церквей по вопросу канонических прав отдельных Поместных Православных Церквей на дарование автокефалии своим дочерним образованием; вопрос существования различных юрисдикций…
«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…». Обратимся сначала к первой стороне проблемы. Сопоставление Повести со свадебным обрядом показало, что природа отдельных мотивов и персонажей не выявляется…
«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха,…
Крещение Руси в свете его различных интерпретаций. Крещение Руси содействовало укреплению внешнеполитического положения древнерусского государства, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Все исследователи, каких бы исходных концепций они ни придерживались, признают это и не особенно даже стараются аргументировать. В самом деле, представляется очевидным, что принятие христиан­ства означало вхождение Руси в семью европейских христианских народов, повышало престиж государства и доверие к его внешнеполитическим акциям. Христианство способствовало укреплению велико­княжеской власти, упрочению связи между всеми частями государства, его внутренней стабильности и, следовательно, военной и политической мощи. Хотелось бы обратить внимание на еще один важный аспект: христианизация Руси подняла нравственный потенциал…
Одним из факторов, осложнивших общественно-политическую ситуацию в Речи Посполитой в конце XVI-начале XVII веков, стало официальное признание униатской церкви основной преемницей древних греко-славянских традиций и уничтожение почти всей православной иерархов на территории Польско-Литовского государства. Как известно, осенью 1596 г. в Бресте, после долгих переговоров с Римом, рядом высших иерархами Православной Церкви Речи Посполитой была заключена уния между ними и католической церковью. Этот собор имел решающее значение в положении православия в литовско-русских землях, т.к. королевским универсалом от 15.10.1596 уния бралась под покровительство государственной власти. Тогда же "все те права и привилегии, которые даны были издавна православным перешли в обладание униатов, а…
Принцип религиозного воспитания в воззрениях М.М. Манасеиной. В России инициатором многих педагогических принципов и методик в конце XIX в. была Мария (Марья) Михайловна Манас(с)еина-Коркунова (1843 — 1903). Допустим, фундаментальная роль религиозного воспитания в системе воспитания впервые по-настоящему отражается именно в педагогическом наследии Манасеиной. Хотя ее имя было широко известно на рубеже XIX – ХХ вв. по достижениям в области физиологической (биологической) химии, ее педагогические взгляды остались практически безвестными. Многие важнейшие обзоры и учебники не упоминают ее вовсе, да и Интернет дает минимум сведений. Лишь в настоящее время проявляется некоторый интерес к М. М. Манасеиной, но ее жизнь и ее личность…
  После издания в 313 году Миланского эдикта императором Константином и Ликинием христианская Церковь вступила в новый период своей истории. Прекращение гонений и поддержка со стороны государства, создавшая, казалось бы, наиболее благоприятные условия для христианства и воцерковления всего античного общества. Миланский эдикт Константина Великого представляешь собою очень важный документа всемирной истории. Начиная с самого того дня, когда был подписан этот законодательный акт, мысль христианина часто обращается к Миланскому эдикту. В нем справедливо указывается основа церковной политики в христианском государстве[1]. Поэтому всегда полезно изучать этот первый[2] закон о свободе христианской религии в государстве. При этом надо иметь в виду, что в…
С падением Византийской империи (1453 г.) под оружием турок мусульман и образованием на ее территории турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке сильно изменился. Ранее, в течение 11 с лишним веков, православная Церковь была господствующей на Востоке. Теперь ее место заняло мусульманство. В результате, положение Церкви стало крайне стеснено мусульманским правительством и потеряло прежние права и преимущества, которые она имела при господстве христианства. Наступил упадок церковной жизни. Но, несмотря на свое бедственное положение под игом мусульман, Восточная Церковь продолжала хранить в целостности и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство.[1] К половине 15 века османские турки до того…
Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых-атеистов можно наблюдать попытки редуцировать достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского субстрата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о развитии христианской богословской традиции. Обзор античной философии достаточно полно представлен в лекциях советского ученого, профессора А. Н. Чанышева. Немалую помощь оказали статьи А. Фокина и священника Георгия Зяблицева. Из всех исследователей только Г. Г. Майоров ставил перед собой задачу подробно отразить связь западных отцов Церкви с предшествовавшими философскими доктринами. Очень…
К библейскому понятию «Премудрости». О жанре «учительных» книг. Понятие «Премудрости», по-еврейски «хохма», по-гречески «софиа», является основным понятием дидактической письменности. Употребление этого слова мы встречаем с самых ранних книг Ветхого Завета, где оно имеет значение: умственная и сердечная мудрость человека, а также всякое человеческое знание и искусство. В толковом словаре русского языка мы читаем: премудрость есть «высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием духовным».[1] В книгах Ветхого Завета термин «премудрость» имеет различное значение в разных местах, и религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Он означает способность к управлению страной (Быт. 41:32; Втор. 1:13), большое мастерство (Ис. 28:3; 40:20); эта способность…
Вторник, 11 Апрель 2017 11:24

Обозрение кантианской концепции

Иммануил Кант (Immanuel Kant, первоначально Cant) – основатель философского критицизма, представляющего поворотную точку в истории человеческой мысли. Согласно собственному сравнению с Коперником, Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в более истинном ракурсе. Великие мыслители XIX века попытались выйти из тупика, в котором оказалось Просвещение, определив религии особое место в жизни человека. Хронологически и идейно Кант стоит ближе к Просвещению, чем Гегель и Шлейермахер. Об интеллектуальной близости свидетельствует его предпочтение этики в качестве основной сферы интересов религии, столь характерное для идеалов Века разума. Однако его…
К вопросу об историческом изучении личности Лжедмитрия I Историографический интерес к личности Лжедмитрия I возник в XVIII в., когда российские монархи заинтересовались историей. Век Просвещения привнес новые сомнения в правдивости официальной версии о Самозванце, стимулировал попытки докопаться до сути явления Лжедмитрия I. Петр I, которого оппозиционная молва тоже объявила самозванцем, усматривал какое-то родство своей судьбы с царем Дмитрием. Царица Анна Иоанновна приказала изучить заново вопрос о смерти царевича Дмитрия, о его канонизации. Екатерина II, заинтересовавшись тайной Лжедмитрия I, специально вызвала к себе известнейшего в то время историка Г. Ф. Миллера. Миллер в приватных беседах считал Лжедмитрия I настоящим сыном Грозного,…
Экзегетическое наследие святителя Кирилла Александрийского Вторая глава является исагогическим экскурсом в экзегетическое творчество святителя Кирилла Александрийского. Она представляет историко-богословские свидетельства относительно толкования на Евангелия от Иоанна в общем контексте экзегетического наследия святителя Кирилла Александрийского. Хотя во второй половине IV-го и первой половине V-го вв. Антиохийская экзегетическая школа имела сильное влияние на ход догматических движений, но стоит заметить, что руководящее значение в этих движениях представленного времени, несомненно, принадлежало Александрийской школе. В ней к V-му веку, по крайней мере, на родине развития оригеновского умозрения и экзегетики, вполне обозначился поворот в сторону библейского реализма и церковного предания. Самым видным представителем этой школы в…
Древневосточная религиозная литература о невинном страдальце. § 1. Важность изучения Древнего Востока для исследований библейского мира. Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древний Восток, Э. Майе и Б. А. Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета. Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тысячелетием до н.э. и 4…
Глава I. Исагогический и экзегетический анализ рассказа о Потопе. § 1. Вопрос авторства рассказа о Потопе. Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное…
Страница 1 из 16