Понятие «μίμησις» в теологии святого апостола Павла. Теологические и социокультурные предпосылки возникновения богословских взглядов святого апостола Павла. Теологическая система апостола Павла представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается единой интуитивной идеей о принятии благодати Божьей через жизнь во Христе) конструкцию мысли, повлиявшей на всю последующую западную христианскую цивилизацию. Но вместе с историческим развитием западноевропейской культуры изменяется и облик знаменитого апостола в представлениях носителей этой культуры (впрочем, эта всегдашняя судьба всех важнейших исторических фигур). То есть «Павел» Блаж. Августина совершенно не схож на «Павла» Лютера…
Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов» По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов. В период зарождения и существования ранних богословских школ (II- IV вв.) можно наблюдать у их представителей различные подходы к космологической проблематике. Библейская космология по-разному…
Исайя: о личности великого деятеля допленного профетизма. О пророческом служении. Пророк по-еврейски «nabi» (pl. nebiim); по-гречески – «profetes». Этимология русского слова «пророк» (родственное «прорекать», то есть произносить открытую, сообщенную кем-то истину) точно соответствует этимологии греческого слова (буквально, «тот, кто говорит вместо другого» или «переводчик», «толкователь»). Этимология еврейского слова менее ясна, то есть основания думать, что она тоже содержит идею прорекания или произнесения от лица кого-то или под вдохновением кого-то.[1] Для всех великих религий древности характерно появление вдохновенных людей, утверждавших, что они говорят от имени Бога. На древнем Востоке повсюду были люди, занимавшиеся магией или прорицанием будущего (Числ. 22:5; Дан. 2:2);…
12 мая в МОУ СОШ № 15 прошло награждение победителей традиционного конкурса детского творчества к празднику Пасхи.           О проведении конкурса было объявлено еще в начале Великого поста. На конкурс были представлены  320 работ, выполненные учащимися МОУ СОШ №№ 7, 15, 21, 40, 50, двух детских садов и детского центра «Зернышки», действующего при приходе блаженной Ксении Петербуржской. Такое большое количество работ по сравнению с прошлыми годами говорит о желании подрастающего поколения сохранить православные традиции нашего народа, используя при этом различные виды народного творчества.          В конце поста состоялось заседание жюри, на котором после долгих обсуждений и споров были выбраны…
Вторник, 10 Май 2016 12:10

С Днем Победы!

9 мая приход блаженной Ксении Петербуржской торжественно поздравил ветеранов с 71-й годовщиной Великой Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне. После Литургии протоиерей о. Сергий Зиновьев с благословения настоятеля храма иерея Максима Мищенко сердечно поблагодарил старейших прихожан нашего прихода за совершённый подвиг, а работники храма вручили цветы. Поздравления стали приятной неожиданностью для ветеранов и не смогли оставить их равнодушными. Удивление и умиление были заметны на их лицах. Они были признательны за оказанное им внимание и помощь. С праздником, дорогие ветераны!
Четверг, 05 Май 2016 12:40

детские сады в гостях у храма

По уже давно сложившейся традиции приход блаженной Ксении Петербуржской устроил пасхальный праздник для воспитанников детских садов №№ 68, 69 и 145.          У ворот храма детей встречала преподаватель Воскресной школы прихода Елена Валерьевна, которая  в доступной для детей форме донесла до них всю важность этого Праздника, рассказала о правилах поведения в храме. Она поведала детям о главных атрибутах Пасхи – разноцветных яйцах и писанках, о том, что яйцо испокон веков считалось символом жизни.          Даже самые маленькие воспитанники детских садов, затаив дыхание, слушали рассказ Елены Валерьевны, а затем с благоговением прикладывались к праздничной иконе и ставили свечи. Затем Елена Валерьевна…
Христос Воскресе! Приветствуем Вас и поздравляем с праздником Воскресения Христова! Пасха является важнейшим христианским праздником, она – воистину «праздников праздник и торжество из торжеств». Событие Воскресения Христова ставится во главу угла всего евангельского повествования как начало христианства. Воскресение Иисуса Христа – первичная, универсальная истина, незыблемый догмат, не замутненный идеологией, величайший в истории факт. Абсолютной точкой отсчета новозаветного благовестия является реальность и историчность личности Христа «распятого и воскресшего». Существование Церкви зиждется на тайне смерти и воскресения Господа Иисуса. Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи подчеркивают и скорбь по поводу страданий и смерти Иисуса на кресте, и, наконец, величайшую радость Воскресения. Верующие, участвуя…
                                                                                                                   Христос Воскресе!-солнышко играет,    Христос Воскресе !-шелестит листва… После праздничной пасхальной службы под переливчатый колокольный звон с пением Тропаря Пасхи дети воскресной школы храма Святой Блаженной Ксении Петербуржской выходят на импровизированную сцену перед её скульптурой: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и…
Суббота, 30 Апрель 2016 06:30

Великая Суббота

Богослужение Великой субботы это - благоговейное бдение над гробом Господним. В этот день воспоминается пребывание Господа во гробе и сошествие Его во ад. В 7-ый час нощи по Уставу, а по нашему около часа пополуночи совершается утреня Великой субботы. Ныне ее часто совершают в Великую пятницу с вечера. На ней после шестопсалмия, "Бог Господь" и тропарей: "Благообразный Иосиф..." дважды; Слава: "Егда снизшел еси к смерти, животе безсмертный..." И ныне: "Мироносицам женам..." поется 17-ая кафизма: "Блажени непорочнии," причем за каждым стихом этой кафизмы поются или читаются краткие песнопения, называемые надгробными похвалами, в которых прославляется Господь умерший и погребенный. Это как бы…
Пятница, 29 Апрель 2016 09:20

Великая Пятница

История создания службы Великой Пятницы Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам - поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О том, что пасхальный пост соблюдали все христиане первых веков, видно из древних церковно-исторических свидетельств. Например, об этом можно узнать из истории пасхальных споров (II в.). Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” приводит текст письма св. Иринея Лионского к предстоятелю Римской Церкви, папе Виктору, находившемуся тогда в разногласии с Асийскими и сопредельными с ними Церквями…
Среда, 27 Апрель 2016 11:04

О Тайной Вечере

Библеистское определение Тайной Вечери. Тайная Вечеря – это традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны Синедриона Вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления Нового Завета, предреченного пророком Иеремией (Иер. 31:31), и таинства евхаристии, которое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в «воспоминание» о Нем. Свидетельства о Тайной Вечери содержатся в Мф. 26:17 – 35; Мк. 14:12 – 26; Лк. 22:7 – 39; Ин. 13 – 14; 1 Кор. 11:23 – 25 и в целом совпадают между собой. Различия в рассказах синоптиков незначительны и касаются…
Ветхозаветные пророчества о новом Моисее Одна из наиболее часто используемых ветхозаветных параллелей – это уподобление Мессии «первому спасителю» - Моисею. Среди христиан подобная параллель появляется вместе с заявлением Христа: «...Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46). Те, кто слушал Его, бывало, восклицали: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки...» (Ин. 1:45). Говоря о Мессии, христианские теологи иногда используют такое понятие, как Moses redivivus - «Моисей, возвращенный к жизни» или «новый» Моисей. Это определение основывается на словах Петра и Стефана из Деяний 3:22 и 7:37, ссылавшихся на…
Господь наш Иисус Христос предначал последние дни Своей земной жизни таким действием, в котором явился пред всеми как предвозвещенный пророками и ожидаемый Израилем Спаситель. Пока еще не настало время Его (см.: Ин. 7, 6), пока не пришел час крестного прославления Его (см.: Ин. 17, 1), Он тщательно избегал всех случаев, где народный восторг желал бы видеть исполнение заветной мечты о восстановлении древней славы царства израильского (см.: Ин. 6, 15); с тою же целью, во избежание перетолкований и затемнения истины примесью суетных ожиданий, Он нередко запрещал Своим ученикам и последователям разглашать всенародно, что Он есть ожидаемый Христос Спаситель (см.: Мф. 12, 16;…
Суббота, 23 Апрель 2016 12:01

Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами (Лк 19, 28-40; Ин 12, 12-19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49; Пс. 8, 2-3; Зах. 9, 9). Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его…
Лжедмитрий I как «еретик» на православном троне Привычный для россиян стереотип представлений о царе как центральном участнике церемониальной жизни двора (калька церковного ритуала) был важнейшим фактором идентификации православного царя. Нарушения Лжедмитрием I привычного хода дворовых церемоний были важной чертой неприятия его как православного монарха. Л. Безансон констатирует, что Лжедмитрий I не умеет себя вести с позиции традиций, не соблюдает этикет, не блюдет обрядов.[1] Данный факт был особо подчеркнут в мемуарах и сочинениях о Смуте. Лжедмитрий Iнарушал заветные обычаи священной московской старины. Конрад Буссов отмечал, что Лжедмитрий I решительно отменил обычай, по которому «царь беспрестанно должен был осенять себя крестом и…
Четверг, 14 Апрель 2016 08:12

Екклисиаст: название книги.

Екклисиаст: название книги. Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон? Некоторые искали корень этого слова в арабском диалекте. Одни находили его в арабском kehl производя из него существительное «седой, старик» (kahalah — был белым, седым).…
Понедельник, 11 Апрель 2016 19:12

Пролог книги Иова

Пролог Книги Иова. О Боге и сатане. В первых двух главах книги Иова завязывается основной сюжет. Автор книги не желал полемизировать с учителями Закона и поэтому избрал героем иноплеменника, который не знает о Законе и Обетовании. Он исповедник единого Бога, Которого чтит в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (евр. «там» – непорочен, прост, целен), к людям (евр. «яшар» – справедлив, прям) и по отношению к Богу («богобоязнен и далек от зла»). На престоле, подобно царю, принимающему доклады вельмож, восседает сам Яхве, окруженный своими слугами-ангелами. Святитель Филарет Московский пишет следующее: «Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея…
25-го марта, - Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. - Вспоминается благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия, бывшее в Назарете, в доме обручника Пресвятой Девы св. праведного старца Иосифа. Праздник Благовещения в большинстве случаев приходится в дни Великого поста, начиная с четвертка 3-ей седмицы, может совпадать с Пасхой (это совпадение называется "Кириопасхой"), а самое позднее в среду Светлой седмицы. Поэтому устав службы его чрезвычайно изменчив и требует внимательного каждый раз ознакомления с Марковыми главами. Он имеет только один день предпразднства и один день попразднства, причем, если он случится в Неделю Ваий, или…
Соотношение патриотического и национального воспитания в наследии И.А.Ильина Политико-правовое учение И.А. Ильина уже более десятилетия привлекает внимание исследователей, что во многом связано с тем, что долгие годы в нашей стране философия политики и права были сравнительно мало востребованы. Возрождение интереса к данным дисциплинам сопровождается поиском более адекватного для современного уровня развития науки и общества методологического инструментария изучения проблем политики и права. Революционное время, на которое выпала творческая деятельность молодого ученого И. А. Ильина, внесло свои коррективы. Ни научная, ни общественная деятельность Ивана Ильина не являлась желанной в глазах новой власти, в условиях свершившейся революции. Советскую власть не устраивали не только…
«Обращение» архиепископа Иллариона и «Памятная записка Соловецких к правительству СССР»: предтечи «Декларации» митрополита Сергия. Соблазн – вот то определение, которое было дано в значительной части зарубежной прессы посланию митрополита Сергия, Заместителя Местоблюстителя, от 29 июля 1927 года.[1] Но этот, как и всякий соблазн, есть выявление психического состояния тех, кто соблазняется. Если отнестись вдумчиво к посланию митрополита Сергия, сопоставить его с целым рядом других документов, составляющих один цикл с последним, и, наконец, если восстановить ход событий в жизни русской Церкви в 20-е годы, то не только соблазн, но и сомнения должны рассеяться. А самый факт установления лояльных отношений Церкви к советской…